Главная » Дети

Воспитаем вундеркинда

rebenok genii medadvisor.ru  300x199 Воспитаем вундеркинда«Сейчас бутерброды съест, и на музыку побежим, сначала хор, потом сольфеджио, – бабушка с гордостью оглядывает соседок, вместе с ней ожидающих детей. – У нашей Катеньки расписание как у министра – буквально каждая минутка на счету…»
Соседский Саша ничуть на Катю не похож. Живется ему свободно: после садика телевизор, потом во двор. Летом гоняет с пацанами в футбол, зимой катается с горки.
Кому лучше – Катеньке, скучающей на сольфеджио, или Саше, который смотрит мультик за мультиком?
На этот вопрос однозначный ответ вряд ли найдется. Воспитание и образование ребенка должно быть максимально индивидуальным. Есть, однако, общие закономерности, которые необходимо учитывать при любом воспитательном подходе.
Психология выделяет на каждом возрастном этапе деятельность, которую называют ведущей и в ходе которой личность ребенка развивается, приобретает новые свойства и качества.


В дошкольном возрасте дети учатся управлять своей памятью, вниманием, развивают наглядно-образное и зачатки словесно-логического мышления. Все это очень важно для личности ребенка, для его готовности к школе.
Новые качества развиваются у дошкольника в сюжетно-ролевой игре. В ней ребенок, а чаще группа детей принимают на себя роли взрослых и в игровой форме отражают смысл их деятельности. Именно в дошкольном возрасте происходит освоение ребенком этических норм, принятых в обществе, и это тоже во многом происходит в игре. Значит, чем сложнее и интереснее игра, тем интенсивнее происходит развитие в данном возрастном периоде. Поэтому в плотный график Катеньки необходимо вставить время для свободной и счастливой игры.
А если вместо игры мы займем ребенка «развивающими» занятиями, посадим за компьютер, станем учить читать, считать, решать логические задачки, то законы детского развития мы все равно не сможем изменить. В дошкольном возрасте отсутствие времени для игры приведет к нарушениям в личностном и социальном развитии.

В каждом возрасте своя ведущая деятельность, и на нее у ребенка должно хватать сил и времени. В младшем школьном возрасте это обучение в школе. Значит, именно школьные уроки должны быть главными в жизни ребенка: перед школой надо выспаться, уроки надо делать вовремя и в спокойной обстановке.
Подросток развивается в общении со сверстниками, в этом возрасте важно «быть своим» в компании ровесников. Если перегруженность занятиями мешает это осуществить, инфантильные черты могут сохраняться всю оставшуюся жизнь – в виде неадекватной самооценки, проблем с общением, повышенной конфликтности.

Другая закономерность детского развития: для формирования отдельных свойств и способностей существуют оптимальные периоды чувствительности. Например, музыкальные способности наиболее чувствительны к развитию в возрасте 5-7 лет. Тогда же закладываются и психомоторные особенности ребенка. Поэтому так рано начинается набор во многие спортивные секции и в балетные классы.
К семи годам профессиональные педагоги уже смогут вам сказать, насколько способен ребенок к музыке, балету и некоторым видам спорта. А рисованию можно начать учить попозже. В возрасте 5-8 лет на занятиях по рисованию и лепке учат видеть, различать формы, цвета, воображать и фантазировать.

Что касается иностранного языка, то, конечно, маленький ребенок наиболее чувствителен к звукам чужой речи. Но именно речи. Специальные занятия языком очень утомительны для 5-6-летки, поскольку они основываются на восприятии символов, что сложно для малыша. К 7-8 годам такая информация усваивается легче. Поэтому плотные занятия иностранным языком рекомендуют начинать со второго класса, когда ребенок уже усваивает цифры и знаки родного языка. До этого времени специалисты советуют просто включать песенки, мультфильмы на иностранном языке, поскольку в раннем возрасте закладывается фонетический слух к звукам языка, который ребенок слышит.

Ребенок не развивается сам по себе, только в обучении и воспитании. Поэтому то, что Саша бездельничает, не способствует его развитию, более того, многое может быть безвозвратно упущено.

Следующая закономерность заключается в том, что все дети разные и не всегда похожи на своих родителей своими способностями, особенностями и склонностями. Врожденными особенностями являются общий уровень активности, выносливость, отвлекаемость. Один малыш охотно посещает и музыкальную школу, и спортивную, и занятия по языку. Для другого такая нагрузка непосильна. На то, чтобы сделать уроки, пообщаться с друзьями, поиграть, нужно не только время, но и силы. Родители же часто судят по себе: «Я в его возрасте все успевала!», «Подумаешь, устал, отдых – смена деятельности».
Как узнать, что ребенок перегружен занятиями? Очевидным симптомом будут участившиеся простудные заболевания. С помощью их переутомленный ученик получает передышку в бесконечных занятиях. Особенно родителей должно насторожить, если ребенок даже в шутку выражает желание заболеть или радуется насморку или кашлю. Значит, дело плохо и пора пересмотреть приоритеты.

Всем хочется иметь талантливых наследников. Но статистика говорит, что количество одаренных детей составляет около 4%. Как это определить? Одаренных детей отличает любознательность, повышенный интерес к «своей» области, в ней они проявляют повышенную работоспособность и упорство.
Прекрасно, если родители обеспечивают ребенку возможности проявить себя как можно шире. Способности бывают технические, педагогические, организационные, спортивные, конструкторские. Огромный развивающий потенциал имеют все занятия, связанные с ручным трудом: конструирование, керамика, столярное дело, шитье и вышивание, техническое моделирование. Необходимо чутко относиться к желаниям и запросам ребенка, дать ему попробовать себя в той деятельности, которая вызывает у него интерес.

В музыку, хореографию, многие виды спорта дети часто приходят рано, в 5-6 лет. Такие занятия – настоящая взрослая работа, поэтому уже через пару месяцев любой нормальный ребенок перестает проявлять горячее желание сесть за инструмент, встать к балетному станку, пойти на тренировку. Часто приходится однообразно повторять какое-то движение или пассаж, детям это быстро надоедает. Опытные педагоги советуют не столько принуждать, сколько использовать игровые ситуации и дополнительные стимулы.
Постепенно у малыша появляются первые успехи, начинаются выступления перед публикой, это становится новым стимулом для юного труженика. Способных детей здоровая конкуренция стимулирует к новым высотам.
Но если после двух лет занятий у ребенка не появился интерес, то родителям стоит задуматься. Лучше перейти от серьезных занятий к общеразвивающим, а если это спорт – самое время посоветоваться с тренером о нужности продолжения тренировок. В любом случае главное – чтобы к подростковому возрасту сформировалась уверенность в своих силах, чувство «я могу». Без этого все воспитательные усилия напрасны, так как вместо компетентности появится чувство неполноценности. Не хотелось бы, чтобы после окончания музыкальной школы осталась только ненависть к «проклятому черному ящику», и никакой любви к музыке.

Наиболее сложным является подростковый возраст, в первой половине которого ребенок не столько приобретает, сколько теряет. Происходит инволюция – исчезновение старых интересов, а новые часто бывают нестойкими, сиюминутными. Родителям понадобится чуткость, такт и огромное терпение. Подростки иногда в угоду новым увлечениям готовы бросить дело, на которое потрачено много сил и времени. Это именно тот возраст, когда родители должны настаивать на продолжении занятий, но обязательно с учетом того, какая цель ставится и как к ней относится сам подросток.
Именно одаренные дети, которые часто проявляют способности сразу в нескольких областях, в 12-15 лет склонны осваивать новые для них виды деятельности, нередко неожиданные для родителей. Давая дополнительное образование сыну или дочке, будем помнить, что наша цель не только разносторонние знания и умения, а в первую очередь воспитание души.

Популярность: 1%

Поделиться

mailru Воспитаем вундеркинда
facebook Воспитаем вундеркинда
odnoklassniki Воспитаем вундеркинда
livejournal Воспитаем вундеркинда
googlebuzz Воспитаем вундеркинда

Присоединиться к обсуждению (1) »

Оставьте комментарий!

Оставьте ниже свой комментарий или отзыв со своего сайта. Кроме того, Вы можете подписаться на эти комментарии с помощью RSS-ленты.

Следите за оформлением. Не отходите от темы. Никакого спама.