16 января 2023

Новый Московский стандарт

вторая жизнь поликлиник

Редакция MedAdvisor.ru
MedAdvisor.ru
Редакция

Современный мир вынужден противостоять новым вызовам, в том числе, в сфере оказания медицинских услуг. Москва, как один из самых динамично растущих и развивающихся городов не только России, но и мира, задает в этом направлении тренд. Одним из примеров этого является проводимая программа «Новый Московский стандарт поликлиник».

Согласно данной программе в течение пяти лет планируется отреставрировать, в соответствии с современными стандартами оказания первичной амбулаторно-поликлинической помощи, более 200 поликлиник, которые относятся к ветхому жилищному фонду. Большая часть зданий, принимающих сотни тысяч пациентов в год, была построена еще в середине прошлого века. Они отчаянно нуждаются в капитальном ремонте. И не только.

Главным принципом проведения данной программы декларируется забота о москвичах. Планируется, что все поликлиники после реновации будут соответствовать трем основным параметрам: доступность, технологичность и комфортность. Ведь поликлиника - точка повышенной проходимости, где зачастую приходится проводить много времени. Поэтому она должна быть современной, отвечать потребностям и вызовам в сфере здравоохранения.

Суть стандарта

История проекта началась в 2015 году, когда Правительство Москвы провело массовый опрос среди горожан, чтобы выяснить, какие именно претензии имеются у жителей столицы к поликлиникам и предоставляемым там услугам. Самое большое количество комментариев было получено в отношении очередей и невозможности получения медицинской помощи в выходные дни. Также пациенты хотели бы, чтобы о записи им напоминали посредством СМС-сообщений или интернет-рассылок. А еще — чтобы добавили опции, расширяющие уже существующие электронные сервисы: электронные рецепты, медицинские карты, справки, возможность оставить отзыв о посещении и враче. Обитателям столичного региона не хватало понятной навигации в зданиях и, даже, пеленальных столиков в детских филиалах. И, конечно же, посетители поликлиник хотели бы видеть больше открытости и дружелюбия со стороны медицинского персонала.

Источник: https://www.mos.ru/city/projects/poliklinika/tab/139423066-1/, владелец: "Официальный сайт Мэра Москвы"

Результатом данного опроса и стало создание «Московского стандарта поликлиник», в котором власти города постарались учесть все пожелания. К началу претворения плана реновации в жизнь готовились ровно год.

Для поликлиник было закуплено новое тяжелое оборудование — аппараты для проведения КТ, МРТ, УЗИ и др. Таким образом, многие штрихи в портрете «идеальной поликлиники» были намечены и реализованы.

Помимо чисто интерьерного обновления, произошли и изменения принципиальные. Окошко регистратуры в поликлиниках заменили администраторы и сестринские посты. В медучреждениях появились специалисты узкого профиля, открылись новые отделения патронажной и паллиативной помощи. Пространства внутри зданий стали более открытыми, появились буфеты. А диагностическую аппаратуру и врачей, ее проводящих, теперь стараются размещать на одном и том же этаже.

Источник: https://www.mos.ru/city/projects/poliklinika/tab/139423066-1/, владелец: "Официальный сайт Мэра Москвы"

Устаревшие инженерные системы были заменены, так как не были рассчитаны на мощности новой аппаратуры. Все аналоговое оборудование было заменено на цифровое. В поликлиниках появились маммографы, рентген-аппараты, техника для УЗИ и функциональной диагностики. Каждый головной филиал был оснащен аппаратами МРТ, КТ, денситометрами (аппаратами для исследования костной ткани), УЗИ экспертного класса и оборудованием для контроля состояния больных с ишемической болезнью сердца, после инфаркта или операции на сосудах.

Среди пациентов наиболее востребованы врачи общей практики, терапевты, офтальмологи, хирурги, оториноларингологи, кардиологи, неврологи, эндокринологи и урологи. Теперь в каждом филиале будут вести прием врачи всех этих специальностей, а в головных зданиях, дополнительно, — специалисты пяти узких направлений.

Цифровая поликлиника

С января 2020 года вся информация, ранее хранившаяся в медицинских картах на бумажных носителях, доступна онлайн, в том числе в приложении «ЕМИАС.ИНФО». Горожане могут дополнять ее данными о своем самочувствии, прививках и медицинских тестах, скачивать документы и пересылать их при необходимости лечащему врачу. А медикам больше не нужно тратить время на сбор анамнеза и бумажную работу, сотрудник поликлиники или стационара может получить данные о пациенте в онлайн-режиме еще до его прибытия в медучреждение.

Кроме того, в городских поликлиниках продолжают внедрять систему поддержки принятия врачебных решений - цифровой помощник врача. Искусственный интеллект анализирует информацию о пациенте и подсказывает медицинскому работнику наиболее вероятные диагнозы, а также рекомендует пакет исследований, которые необходимо провести. Доктор может согласиться с предложенным вариантом или выбрать иной диагноз и назначить другую диагностику.

Маршрутизация первично заболевшего москвича на сегодняшний день выглядит следующим образом:

  • удаленная запись к врачу через порталы ЕМИАС.ИНФО, mos.ru, по телефону 112 или через терминал непосредственно в поликлинике (если решите воспользоваться этим вариантом, обязательно захватите с собой пластиковую карточку полиса ОМС)

  • понятная и удобная навигация в поликлинике

  • прием без ожидания в очереди

  • обследование на месте

  • доступ к результатам осмотра в смартфоне в любое время

На сегодняшний день уже обновлены более 80 зданий. Также, к 2024 году планируется завершить ремонт еще 137 филиалов из 200 планируемых. Как подчеркивают в Департаменте здравоохранения, к этому времени поликлиники должны быть обеспечены необходимыми специалистами, в медучреждениях будет создано максимально удобное зонирование, а для медиков будут созданы комфортные зоны отдыха.

Но…

Идея реновации хороша и, действительно, уже давно назрела. Но, к сожалению, как и во всех проектах, помимо положительных моментов, имеются еще и отрицательные стороны.

Закрытие филиалов

На время реновации зачастую закрываются сразу несколько поликлиник в одном округе. Пациентам приходится проходить консультации и лечение в весьма отдаленных от места жительства амбулаторно-поликлинических отделениях. Иногда даже в других районах, куда нужно добираться достаточно длительное время, что для больного или маломобильного человека явно проблематично. 

Частичная цифровизация

Несмотря на декларируемую всеобщую и всеобъемлющую цифровизацию сферы здравоохранения, не все лечебные учреждения подключены к системе ЕМИАС. Это касается, например, стационаров, диспансеров. Сюда необходимо, как и раньше, приносить документы на бумажных носителях. Соответственно, выписки, справки и другая медицинская документация здесь также не могут быть оформлены в электронном виде.

Сложности с записью к врачам для людей преклонного возраста

Самыми частыми посетителями поликлиник являются все же люди преклонного возраста. Цифровые услуги для многих из них недоступны из-за отсутствия смартфона или электронной почты, компьютера, в конце концов. Поэтому в таких случаях необходимо либо привлечение в помощники более молодых родственников, либо пеший приход в поликлинику для записи через терминал. Также возможна запись по номеру 112, но в период пика сезонной заболеваемости время ожидания ответа оператора увеличивается в разы.

Сокращение времени приема, отведенного на одного пациента

Хоть эта проблема относится, скорее, к врачам и медицинскому персоналу в целом, она не может не сказываться и на пациентах. За 12 минут, отведенные на осмотр больного, доктор должен не только произвести визуальный осмотр, выслушать жалобы и собрать анамнез, но и заполнить неимоверное количество анкет в электронном виде. И, порой, занесение данных в базу отнимает большую часть времени, не оставляя возможности более подробно расспросить посетителя и назначить корректное лечение.

Хочется верить, что и эти проблемы окажутся лишь временными трудностями. А жители столицы впредь будут пользоваться качественным, комфортным и быстрым медицинским обслуживанием в обновленных современных поликлиниках.