В одной из публикаций мы уже поднимали тему опасности для здоровья надомных косметологических и околомедицинских процедур. Возвращаемся к ней в беседе с главным врачом клиники Beauty Line Мариной Колесниченко.
— Марина Владимировна, но мы же все понимаем, что такое безответственное отношение людей к себе проистекает не от хорошей жизни...
— К сожалению, российские реалии таковы, что многие пытаются экономить, покупают и сами делают себе инъекции, в том числе косметологические, так называемые «уколы красоты»… Это очень рискованно! Надо понимать, что современные профессиональные косметологические препараты можно легально купить только при наличии лицензии – и у врача, и у клиники. Если вам продают их без документов, то скорее всего, это какие-то серые поставки, которые были ввезены в страну без сертификатов, и, соответственно, происхождение данной фармацевтической продукции под большим вопросом.
Доктор должен также по первому требованию пациента предоставить сертификат на вводимую субстанцию и после того, как сделана инъекция, вернуть (или, по крайней мере, предложить вернуть) шприц – к каждому из них прикладывается паспорт препарата. Обычно его просто вклеивают в медицинскую карту, чтобы впоследствии отслеживать, какое вещество, из какой серии было использовано.
Помимо всего прочего, разные косметологические препараты вводятся на различную глубину, и если даже вы колете качественный сертифицированный продукт, но не учитываете особенности его введения, то можно получить осложнения в виде образования в мягких тканях гранулем, которые придется удалять уже хирургическим путем, потому что они будут беспокоить, воспаляться и так далее.
Был случай, когда наша пациентка купила и сама себе заколола «уколы красоты», причем в деликатную зону вокруг глаз, где очень тонкая кожа, которую легко повредить, там и сосуды, и нервы, даже для врача это довольно сложная манипуляция. Дама взяла на себя смелость и, естественно, ввела инъекции на неправильную глубину. В результате у нее под глазами возникли бугорки, которые были видны невооруженным глазом и очень ей мешали. Удалять их пришлось с помощью хирургической блефаропластики: пришлось отслаивать полностью кожу на нижнем веке, иссекать образовавшиеся шарики препарата, которые обросли еще грануляционной тканью. После операции у нее все долго заживало, но, в общем, история закончилась благополучно. Тем не менее, клиентка сама устроила себе такую вот серьезную проблему.
— А еще с какими последствиями процедуры, проводимой в домашних условиях, можно столкнуться?
— Обеспечить стерильность в домашних условиях тоже проблематично, и это может впоследствии стать причиной образования нежелательных побочных явлений в организме – от воспаления до инфицирования тканей. В клиниках, для того, чтобы исключить какую-то инфекцию, ежемесячно проводится санитарный контроль: берутся смывы со стен, пробы воздуха.
Говоря о последствиях, стоит также упомянуть аллергические реакции в результате непереносимости лекарств. Когда врач-косметолог делает укол в клинике, под рукой у него всегда есть специальная экстренная аптечка, которую он использует в случаях, если у пациента вдруг возникла аллергия на активное вещество. Если вы колете что-то сами, вы, скорее всего, не сумеете оказать себе первую помощь, а это может привести к трагедии.
— В сети встречаются предложения от косметологов, которые выезжают на дом, скажем так, «колоть».
— Это тоже очень опасно, потому что у доктора обязательно должна быть с собой медицинская аптечка первой помощи, на случай непредвиденной реакции организма пациента на препарат.
Расскажу историю. Наш врач участвовал в специальной программе на телевидении, где на скрытую камеру снимали вот такие полулегальные процедуры. Из пяти специалистов «по объявлению» сертификат на инъекции был только у одного, у остальных не было даже документов, подтверждающих, что они реально являются медицинскими работниками. Не говоря уже о том, что ни у кого из приехавших на вызов не было при себе никаких аптечек. Они, в общем, очень сильно рисковали: и здоровьем пациента, и собственной лицензией.
— Врачи-онкологи твердят, что «народные» методы сведения пигментации на теле потенциально опасны. В то же время в интернете достаточно легко можно найти лазерную ручку-коагулятор для удаления родинок и бородавок. С трудом верится, что покупатели читают памятки-предупреждения к подобным приборчикам. Как предостеречь от такого самолечения?
— Начнем с того, что слово «родинка» простонародное, на самом деле это понятие подразумевает множество различных диагнозов. Это могут быть невусы, папилломы, даже базалиома (базально-клеточный рак). Периодически в нашей практике встречаются случаи, когда человек пытался удалить себе какое-то образование на коже ляписным карандашом, который купил в аптеке, или использовал для этого соответствующий косметический аппарат, и травмировал родинку. А она потом из доброкачественной превращается в нечто опасное, и в дальнейшем бедняге приходится проходить курс химиотерапии и все сопутствующие процедуры.
Нужно понимать, что любая доброкачественная родинка при ее травматизации может перерасти в злокачественную. Прежде чем избавляться от новообразования, его необходимо исследовать. Диагностику должен проводить врач-дерматолог, и по результатам выбирать, в соответствии с уточненным диагнозом, способ удаления: хирургический ли, с помощью лазера, радиоволнового ножа и так далее.
— Одной из тем, которая поднималась в прошлой статье, было исправление прикуса с помощью недорогих кап, купленных в интернете. Как Вы относитесь к такой самодеятельности?
— Лечение прикуса должно проводиться под контролем стоматолога-ортодонта. Когда пациент носит капы, доктор постоянно его наблюдает, по мере того, как проходит процесс исправления, вносит необходимые коррективы. Все должно быть максимально индивидуализировано, учитывать особенности клиента, скорость перемещения его зубов и так далее. В течение всего процесса врач может заказывать новые корректирующие капы, менять что-то в плане лечения. Конечно, пациент сам этого не видит и он сам этого никогда не сделает. Просто относив капу, выбранную самостоятельно, без контроля со стороны дантиста, сложно надеяться на какой-то адекватный результат.