Потратить на косметику месячную зарплату, но вместо вау-эффекта получить химический ожог — такая история произошла с москвичкой Елизаветой Грау. Как вернуть деньги и получить компенсацию, выяснили у юриста Елены Гладышевой, управляющего партнера Адвокатского бюро города Москвы «РИ-Консалтинг».
«Я попала в салон по флаеру на бесплатную процедуру: обещали провести диагностику кожи и подобрать уход.
После процедуры говорят: «У нас есть серия, которая вам идеально подходит. Стоит 250 тысяч рублей». Я отвечаю, что у меня таких денег нет и не предвидится, но вдруг появляется менеджер и предлагает оформить кредит. Точнее, пока только отправить заявку и подождать, одобрит ли ее банк, — рассказывает Елизавета Грау. — Тут же мне вручают пакет косметики Soleimer со словами: «Если кредит не одобрят, вернете». И исчезают».
Так девушка оказалась с набором ненужных средств, а на следующий день обнаружила в личном кабинете «Альфа-Банка» кредит на 110 тысяч рублей. Банк отказался отменять его, косметику в салоне обратно тоже не приняли. «Я погасила долг, чтобы проценты не капали, и решила использовать косметику, раз уж так вышло. Но после самого элементарного продукта, тоника, лицо страшно покраснело и опухло. Это был натуральный химический ожог».
По подобной схеме недобросовестные продавцы работают в России с начала 2010-х. У многих на слуху название DeSheli: в 2000-е представители компании продавали пылесосы по квартирам, а после переключились на косметику. Алгоритм стандартный: консультант звонит и приглашает на бесплатную процедуру. В салоне на женщину наседает сразу несколько специалистов, которые сыплют стандартными фразами: «Неужели вам жалко денег на себя?», «Вы не узнаете свою кожу, я вам обещаю!». В итоге клиентка выходит с набором дорогой косметики и кредитом. По этому же принципу работают бренды ElevationTimeStops, MonPlatin, Soleimer.
Во «ВКонтакте» есть группа «Стена плача», где покупатели обсуждают, как вернуть деньги за услуги недобросовестных продавцов. Также можно найти сообщества юристов, обещающих помощь. Но вернуть деньги не так просто, и часто пострадавшие оказываются обманутыми снова, на этот раз — псевдо-юристами.
Сложность ситуации в том, что парфюмерно-косметическая продукция не подлежит обмену, даже если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства. В итоге тысячи людей оказываются с чемоданом ненужных банок и без денег, а иной раз — еще и с аллергией.
Аллергия на косметику — не повод предъявлять претензии продавцу. «Это специфическая реакция конкретного организма на конкретный компонент. Вы можете купить дорогую тушь известного бренда, и у вас глаза покраснеют — но это не значит, что тушь некачественная. Просто такая индивидуальная особенность», — говорит Елена Гладышева, управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы «РИ-Консалтинг».
Тем не менее юрист «РИ-Консалтинг» сумел выиграть дело по иску Елизаветы Грау. Это редкость: в большинстве случаев сложно доказать причинно-следственную связь между использованием косметики и причинением вреда здоровью. Елена Гладышева рассказала, как выстраивалась защита интересов пострадавшей:
"Мы подняли документы производителя, и оказалось, что бренда Soleimer в Израиле никогда не существовало, хотя косметика заявлена как израильская. По итогам запроса нам подтвердили, что такой компании в стране нет, а по указанному адресу находится пустырь.
Отправили Елизавету Грау на медицинскую комиссию, которая установила химический ожог.
Передали косметические средства на судебную химическую экспертизу, которая подтвердила наличие отступлений от показателей нормы, установленных техническими и иными регламентами при производстве косметики. Также эксперт обнаружил в составе токсичные вещества и плесень."
«Таким образом мы доказали: товар не отвечает требованиям безопасности, что повлекло вред здоровью. Это единственный фактор, почему мы смогли выиграть дело», — отмечает эксперт.
Суд удовлетворил исковые требования в части расторжения договора купли-продажи косметики, взыскал в пользу Елизаветы Грау денежные средства, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф в соответствии с законом «О защите прав потребителей».
Вскоре после суда Soleimer изменил условия продажи косметики. Бренд добавил в набор массажный прибор. «Это технически сложное устройство, из-за которого процесс расторжения договора усложняется еще больше, поскольку прибор является медицинским. Законодательством установлен перечень товаров, которые не подлежат возврату, в связи с чем товар можно вернуть лишь при условии его ненадлежащего качества. Это нужно еще доказать, что сложно сделать в случае с массажным прибором», — утверждает Елена Гладышева.
Другие подобные бренды за последние пару лет и вовсе сменили модель продаж. На месте салонов красоты открылись центры здоровья, где продают абонементы на лимфодренажный массаж, пилинг, мезотерапию. Но за отдельным столом все также сидит кредитный специалист, а менеджер по продажам все также спрашивает женщин: «Неужели вам жалко денег на себя?..»
Научитесь говорить «нет». Здесь невозможно дать правовой комментарий или правовую рекомендацию. Вы можете прочитать гору документов, привести с собой адвоката на процедуру, но он не обладает рентгеновским зрением и не знает, что входит в состав того или иного средства.
Если очень хочется купить, возьмите паузу на сутки. Почитайте состав косметики, отзывы. Осознайте, действительно ли вам нужны эти средства и, уж тем более, готовы ли вы покупать их в кредит. Если да, делайте покупку только на свободные деньги.
Не рассчитывайте на содействие банка. Даже в случае подачи официальной претензии в ходе разбирательства будет невозможно доказать, что кредит был взят под давлением менеджера по продажам. Аудиозапись вас не спасет, ведь она должна вестись с согласия всех участвующих лиц. Для этого на ней должно быть слышно: «Я <имя, фамилия> веду запись в таком-то месте…». Едва ли это возможно. А скрытая аудиозапись не имеет доказательственной силы в гражданском процессе.
При возникновении ситуаций, требующих юридической помощи, вы можете обратиться к специалистам Адвокатского бюро "РИ-Консалтинг".