2 декабря 2021

Советы юриста: что делать, если нанесен вред здоровью

Елена Гладышева
Адвокат, управляющий партнер "РИ-Консалтинг"
Источник: https://www.freepik.com/

Рано или поздно многие сталкиваются с некачественными медицинскими услугами. При этом в лучшем случае можно остаться без результата и потерять деньги, в худшем – нанести серьезный вред здоровью. Адвокат Елена Гладышева рассказывает, как действовать в обоих случаях.

Мы уже писали о том, что перед тем как заключить договор на услугу, стоит запросить у клиники или салона красоты лицензию на осуществление медицинской деятельности. Она обычно находится в открытом доступе для пациентов. Проверить ее достоверность можно на сайте Росздравнадзора.

Медицинская организация перед оказанием услуги обязана предоставить о ней полную информацию, рассказать о противопоказаниях и возможных побочных эффектах. После чего пациент подписывает добровольное согласие. Если клиент считает, что услуга оказана с недостатками, он вправе требовать безвозмездное повторение процедуры, уменьшение оплаты или возврат денег, возмещение убытков и компенсацию морального вреда, имея доказательства вины исполнителя.

Алгоритм действий

  • Направить в клинику досудебную претензию с требованием о расторжении договора на оказание услуги и возмещении оплаты. Копию претензии направить в Росздравнадзор и Роспотребнадзор.

Источник: https://ru.freepik.com/@prostooleh
  • Чтобы получить компенсацию или вернуть деньги, необходимо доказать, что услуга была оказана некачественно. Для этого придется обратиться в другую медицинскую организацию и зафиксировать причиненный вред здоровью. При этом нужно сохранять все чеки и выписки. В ряде случаев имеет смысл провести досудебную и/или судебную экспертизу (досудебное исследование в специализированной организации).

  • Ответ на вашу претензию юристы клиники должны дать не позднее 30 дней с момента принятия обращения (согласно № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), оповестив вас о решении способом, который вы указали в претензии.

  • В случае отказа клиники удовлетворить претензию, вы можете в течение 30 дней обратиться в суд с требованием о взыскании денежных средств за некачественную услугу, а также компенсации убытков и морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями пострадавшего, и степени вины нарушителя. При этом руководствуется законом «О защите прав потребителей» (ст. 15) и Гражданским кодексом РФ (ст. 151). В случае доказанного причинения вреда жизни или здоровью компенсации подлежит вся сумма произведенных оплат в клинике, расходы на восстановительные процедуры, а также дополнительные траты, судебные расходы и издержки.

На практике сумма компенсации морального вреда невелика: самые большие выплаты предусмотрены в случае смерти пациента или полной утраты трудоспособности (инвалидность). Взыскания по спорам о неоказании или некачественном оказании услуг могут составлять от 10 000 до 200 000 рублей в зависимости от понесенного морального вреда и его доказанности. Сейчас отмечается рост таких исковых заявлений.

Источник: https://ru.freepik.com/
  • Можно направить в прокуратуру заявление о проведении проверки клиники по факту оказания услуг ненадлежащего качества, с причинением вреда здоровью, и/или оказания их без лицензии с требованием о привлечении клиники к административной ответственности.

Перед подачей иска обратите внимание на следующие моменты:

  • не истек ли срок исковой давности (3 года с даты, когда произошло событие);

  • достаточно ли собранных доказательств и подтвержденных фактов (пациент имеет право запросить у клиники медицинские документы, касающиеся своего здоровья: инструментальные и лабораторные исследования, консультации, заключения);

  • является ли юридическое лицо действующим или прекратило свою деятельность (ответчиком по иску является не врач, а клиника, в которой он работает).

На стороне клиента 13, 14 и 29 статьи Закона РФ «О защите прав потребителей», а также п. 3, 4 статьи 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Источник: https://www.freepik.com/@jcomp

Нюансы в сфере пластической хирургии

Часто судебные споры между пациентом и медицинской организацией, оказывающей косметологические услуги, возникают из-за неоправдавшихся ожиданий клиента по поводу улучшения внешности. Перед тем как заключить договор, подробно расспросите врача о свойствах оказываемой услуги, о возможных осложнениях и правдивых прогнозах в получении желаемых результатов. До заключения договора клиника в письменной форме должна уведомить пациента о том, что если он не будет соблюдать рекомендации врача и назначенного режима лечения, может снизиться качество предоставляемой услуги или отрицательно сказаться на состоянии здоровья.

Юридически грамотное оформление договора позволит предотвратить конфликты. К договору рекомендуется прилагать материалы (фотографические таблицы, компьютерные модели и др.), отражающие внешность пациента до проведения медицинских вмешательств и указывающие, какие эстетические потребности имеются у пациента. А также какой результат он хочет достигнуть в ходе лечения, что гарантирует ему организация, оказывающая косметологические услуги.

Источник: https://www.freepik.com/