С одной стороны, мы на Medadvisor собираем отзывы о клиниках, с другой — любой подробный отзыв может превратиться в статью. Большинство наших больниц работают со страховыми компаниями в связке и, попадая на прием к врачу по ДМС в частном медучреждении, ты невольно погружаешься в мир согласований, нервов, выяснений. Вроде как пациент не должен, но почему-то выходит именно так.
Частная клиника персонализированной медицины «Атлас» существует на рынке не первый год. Я ее клиент с открытия. Мои медкарты за многие годы представляют собой внушительные фолианты: собраны все анализы и исследования. Короче, менять ничего не хочется, так как врачи уже знают тебя и твой организм. Однако то, что стало происходить в последнее время, пугает и удивляет одновременно.
Лично я прихожу в клинику исключительно по острой необходимости, где-то раз в полгода, поскольку не являюсь «профессиональной больной» и обращаюсь к врачу только в крайнем случае. Кашель, который не отпускал третью неделю подряд, меня порядком измотал и насторожил. А не пневмония ли это? Занималась при простуде самолечением…
Слава Богу, по-прежнему в «Атласе» на прием отводят один час, что очень удобно: ты подробно общаешься с доктором, уделяешь время нюансам, тут же берут анализы крови, если необходимо. Потом все заносится в электронную карту, но на ресепшн начинается самое интересное.
Тебе сообщают, что диагноз врача страховая компания ставит под сомнение. Иными словами, бронхит, который доктор четко слышит ухом, считать подозрением на пневмонию вовсе необязательно. В этой связи анализы крови на выявление воспаления признаны «не по назначению», в КТ легких однозначно отказано, а капельницы, которые нужны срочно, чтобы хоть как-то помочь, назначены… в другой клинике!
Сначала ты думаешь, что попала в дурдом. Дабы не рухнуть от такого беспредела в обморок сразу, я решаю — на капельницу иду, а чтобы не лежать без дела, свяжусь со страховой и попробую по-журналистски разобраться, что же все-таки происходит. Я обслуживаюсь по корпоративному ДМС многие годы и не могу припомнить, чтобы так унижали и врачей, и клиентов. Параллельно прошу сотрудников своей компании поднять договор с «Ингосстрахом». Читаем всем офисом — запрета на КТ нет, плюс мои коллеги вспоминают, что летом по такому же полису КТ согласовывали.
С иглой в вене набираю номер персонального менеджера «Ингосстраха», в ответ тишина. Три попытки заканчиваются ничем. Иду другим путем – звоню на общий номер компании. Не сразу, но выхожу на диалог:
— Почему мне отказано в срочной компьютерной томографии, которую мой врач считает необходимой?
— А это не является первичным методом диагностики.
— То есть вы хотите сначала меня отправить на рентген, наверное, а потом уже на КТ — в результате чего я получу двойную дозу облучения. Такова логика? Вы не доверяете профессиональному доктору, который мне сразу назначил КТ?
— Клиника прислала на согласование МСКТ, это иное.
— Что значит иное?
— Мы не можем вам назначить этот вид КТ по тем данным, что предоставлены.
— А если мы уберем две буквы МС, направление ожидать можно?
— Если просто КТ, то, наверное, согласуем…
Как потом мне объяснил рентгенолог в другой клинике, МСКТ и КТ для современных врачей одно и то же, но с точки зрения медицинской бюрократии процедуры могут считаться разными.
Захожу в сеть, читаю…
«Движение стола и рентгеновской трубки синхронизированы так, чтобы в результате считывание информации осуществлялось по спирали, обходящей тело пациента в области отдела, подлежащего исследованию, со всех сторон. Подобное исследование еще называется мультиспиральной компьютерной томографией (МСКТ). Приставка «мульти» означает, что в современных томографах датчики установлены не в один ряд (таких рядов может быть много). Это позволяет не только получать больше информации за один оборот лучевой трубки (что увеличивает скорость обследования и снижает лучевую нагрузку), но и отследить работу динамических органов и структур (сердца, грудной клетки, суставов в движении)».
Вывод: протоколы страховой компании современную компьютерную томографию и несовременную каким-то тайным образом разделяют. Врачи на такой непрофессиональный подход к теме просто закатывают глаза и разводят руками. С одной стороны, смешно, с другой — беспредельно глупо, так как все томографы в нормальных клиниках уже давно МС — мультиспиральные по своему строению.
Продолжаю диалог дальше:
— Почему из всех анализов крови мне одобрен только общий и СОЭ? Остальные врач назначил, чтобы определить вид воспаления. Это нельзя?
— Да, мы считаем, что назначение не соответствует диагнозу.
Уникальная формулировка! Под нее можно подвести любой отказ. В клинике все прекрасно понимают, что терапевт с многолетним опытом и верным пациентом не может ошибиться и назначить то, чего ему не требуется для дальнейшего правильного лечения. Но страховой компании на расстоянии виднее. Не положено!
Переходим к третьей части марлезонского балета:
— Капельница. Вы можете мне ее оплатить по страховке? У меня утром поезд, врач понимает, что я переношу заболевание на ногах, он пытается обезопасить меня от осложнений элементарными методами.
— Запросили 3 штуки. Мы их вам согласуем, но почему-то протокол ушел в другую клинику…
— То есть врач лечит здесь, а на капельницы я должна ехать на другой конец Москвы?
Тут даже оператор «Ингосстраха» понимает, что косяк очевиден. Как говорят у нас в народе: «Баня — через дорогу раздевалка». Клиника замерла, я ведь разговор веду громко у стойки администрации, меня с интересом слушает весь персонал и пациенты, которые ждут приема. Всем занимательно понаблюдать — кто кого: пациент страховую или она его? Короче, я выбила путем разъяснений и напора из трех опций две. Типа 2:1 в мою пользу. Но особо не радостно. По КТ мне позвонят…
Отключаюсь, захожу в сеть, нахожу по ходу маршрута частный центр, звоню, записываюсь, через полчаса лежу почти на Мальдивах. За чистоту, тишину, спокойствие и МСКТ оставляю 4 900 руб.
Мне завтра уезжать, нужна оперативность. Из «Ингосстраха» раздался звонок в 18:30, когда я уже паковала чемоданы.
— Не о чем нам с вами разговаривать. Сервис плохой. Разочарована. Буду менять.
Итог дня прозвучал от меня резко, но по делу. На ресепшн, когда я, полуохрипшая от дискуссии со страховой, покидала клинику, мне шепотом сказали: «Когда звонят пациенты, то их слышат гораздо лучше, чем врачей». Правды ради отмечу, что врачи клиники «Атлас» за меня по-настоящему боролись и тоже были крайне удивлены произошедшим. Занавес. Накапайте мне валерьянки. День прожит в баталиях, а всего лишь решила заняться здоровьем…
Найду ли я в России страховую компанию лучше — большой вопрос. Теперь у меня появился явный стимул. Этот кейс прям начинает бодрить и точно будет чем поделиться, если идеальный вариант обнаружится.
Продолжение следует…
P.S. Дописываю статью в офисе спустя 3 дня, раздается звонок. Девушка тяжелым голосом представляется от компании «Ингосстрах», говорит что-то про капельницы:
— Нам надо с вами обсудить, где вы их будете делать.
— Не надо со мной это обсуждать. Я буду их делать в клинике, в которой назначили, под присмотром своего терапевта.
— А вам сообщили, что все лекарства за ваш счет?
— Нет, мне никто этого не сказал. Последнее, что я слышала, это про гарантийные письма, которые направлены в клинику (цена вопроса 2 500 рублей).
— Дело в том, что клиника напутала. У нас нет с ней договора на оказание данных услуг по системе ДМС. Вот если бы вы попали в стационар больницы, то да, там капельницу и препараты вам бы оплатили.
Короче, меня запутали окончательно и настроение снова ушло в пике. Вернулся нервный кашель… Полные неразбериха и дурдом. Почему я, пациент, должна тратить время и силы на все эти разговоры-согласования?
Вспомнилась встреча с одним крупным медицинским холдингом и слова их директора по развитию: «Мы стараемся не работать со страховыми компаниями. Все эти согласования всегда унизительны». Подпишусь проколотой рукой.
На правах акционера портала Medadvisor.ru предоставлю место для ответной публикации компании «Ингосстрах». Бесплатно.