С развитием и оптимизацией системы Обязательного медицинского страхования (ОМС) получить своевременную, а главное качественную медицинскую помощь в России стало отнюдь не проще. И граждане все чаще решают проблемы со здоровьем через полис Добровольного медицинского страхования (ДМС). Такой медицинский полис можно приобрести самостоятельно как физическое лицо или же получить в составе соцпакета от работодателя. Последнее, кстати, позиционируется как дополнительный бонус при трудоустройстве. В этой статье мы рассмотрим основные принципы обслуживания, трудности взаимодействия и подводные камни корпоративного ДМС.
Сергей Иванович прошел испытательный срок на работе и по истечении 3-х месяцев получил заветный полис в отделе кадров. Прочитал список доступных обследований и решил не откладывать в долгий ящик поход в клинику, тем более, что находится она рядом с офисом. Позвонил, записался на прием и в назначенное время пришел к врачу. Серьезных жалоб на здоровье у Сергея Ивановича не было, но 45 лет — возраст, когда к врачу ходят на опережение болезней, поэтому сказал как есть: иногда болит голова, если долго сидит за компьютером — болит поясница, у мамы сахарный диабет, а он слышал, что это наследственное, да и вообще высокая утомляемость очень портит качество жизни. Врач с пониманием покачал головой, но сообщил, что не сможет обследовать его по страховке, в связи с отсутствием страхового случая.
Каждая страховая компания (СК) определяет страховой случай по своим канонам. Как правило, это острое заболевание или обострение хронического заболевания, а также состояния, требующие медицинского вмешательства — обследования и лечения. Просто прийти проверить здоровье или сделать CHECK-UP по полису нельзя.
В тексте программы ДМС (которая составляется СК или самим работодателем и утверждается на переговорах), прописан возможный объем медицинской помощи:
– амбулаторно-поликлиническая + помощь на дому;
– стоматологическая;
– скорая медицинская помощь;
– стационарная (экстренная и плановая госпитализация).
Дополнительные возможности почти безграничны, как говорится, любой каприз за ваши деньги (телемедицина, санаторно-курортное лечение, ДМС за рубежом, реабилитация и так далее). Объем всегда определяет работодатель, так как платит именно он.
Иными словами, вы можете обслуживаться по полису, если заболели. Но далеко не все заболевания покрываются страховкой. Список исключений — это болезни, для диагностики и лечения которых вы не можете обслуживаться по полису (после установления диагноза), даже если методы прописаны в объеме программы. Этот список также варьируется у разных СК и может быть изменен при заключении договора. Как правило, это врожденные и наследственные заболевания, ВИЧ, злокачественные новообразования, психические и поведенческие расстройства и т.п.
Помимо исключений в программе есть еще список услуг, в принципе, не предусмотренных ДМС. Как правило, это косметология, народная и экспериментальная медицина, лечение бесплодия, трансплантация органов и т.д. Данный список тоже формируется при заключении договора.
Итак, мы определили, что точно не входит в покрытие полиса ДМС. Но значит ли это, что вы можете беспрепятственно пользоваться страховкой, даже если страховой случай все-таки наступил и точно покрывается программой? И вот здесь начинается самое интересное: бесконечное взаимодействие клиники и СК, где проигравшими всегда окажутся главные действующие лица — пациент и (или) его лечащий врач.
Задача врача: поставить верный диагноз, назначить адекватное обследование и правильную схему лечения, которое приведет к выздоровлению пациента.
Задача клиники: заработать деньги и помочь пациенту.
Задача пациента: пройти назначенное обследование, исполнить предписания по лечению, выздороветь.
Задача СК: сэкономить уже полученные деньги и помочь пациенту.
Разберем на примере:
Татьяне Ивановне сын привез из отпуска экзотические орехи. Поев их, на утро она обнаружила высыпания на коже по типу «крапивница». Обратилась к аллергологу по страховке.
Врач назначает аллергопробы и анализы крови. Штука в том, что у каждой клиники свои регламенты по медобслуживанию. В клинике «А» назначат только необходимый клинический анализ крови, анализ — аллергомаркер (иммуноглобулин Е общий) и аллергопробы, чтобы понять, на какие еще пищевые продукты есть аллергия. А в клинике «Б» кроме вышеперечисленного Татьяне Ивановне назначат еще несколько иммунных анализов, развернутую биохимию крови и аллергопанели на 200 самых частых аллергенов.
Клиника звонит в СК для согласования обследования. «А» получит согласование, а вот у «Б» запросят обоснование в соответствии с правилами оказания медицинской помощи на территории РФ, и, не получив его, откажут.
Не будем вдаваться в этическую составляющую отношений «клиника-врач-пациент», но стоит помнить, что схема работы в частных медцентрах плюс-минус одинаковая. Есть определенный порог для обязательной выработки врача, допустим, 300 000 рублей. В эту сумму входят все приемы, назначения и проведенные манипуляции. Если врач за месяц «заработал» для клиники больше 300 000 руб., то от суммы, превышающей этот порог, ему начисляют премию в размере определенного процента. Оклад в среднестатистическом центре небольшой — 50-60 тыс. руб., и этот механизм — своеобразная система мотивации сотрудников. Не зарабатывает клиника — не зарабатывает врач.
Поэтому врач сообщает Татьяне Ивановне, что СК отказала ей в назначенных анализах, и она может заплатить свои деньги, чтобы провести этот скрининг. Пациент незамедлительно звонит на горячую линию для разъяснений. Сотрудник поясняет ситуацию, но Татьяна Ивановна непреклонна! Анализы в программе есть, назначение врача есть, страховой случай есть, и с отказом она не согласна. Пишутся претензии и начинается разбирательство.
В подобных ситуациях роль страховой компании сложно умалить, так как именно она представляет интересы пациента, запрашивает все медицинские документы, проверяет их на адекватность назначений, урегулирует конфликтные ситуации и во многих случаях находит компромисс.
Всегда внимательно читайте условия договора и объем предоставляемой помощи;
Никогда не платите деньги в клинике, пока не свяжетесь со своей СК;
Для ускорения процессов согласования направляйте назначение врача на электронную почту СК;
Просите дублировать копию гарантийного письма на свою почту;
Чтобы получить консультацию по программе или организационным вопросам, не звоните, а пишите в чат-бот (если услугу предоставляет ваш страховщик) — сэкономите время.
В заключении хочется перефразировать известную в России фразу: ДМС — дело добровольное! Пользоваться вам своим полисом или нет, решаете вы сами. А мы, со своей стороны, постараемся помочь сохранить вам время и нервы, которые, как известно, дороже денег. В последующих публикация MedAdvisor.ru продолжит разбирать самые интересные кейсы, связанные со страховой медициной.