Не знаю, с какого возраста кажется неприличным думать о санаторном отдыхе, если нет никаких хронических заболеваний и нужно просто оздоровиться и привести бренную тушку в порядок... Вот, к примеру, моя коллега по офису приехала с 5ти-дневной программы санаторного отдыха в «Амаксе» Истра, а она моложе меня лет на 15. Мне самой 46. Ну раз так, подумала я, значит и мне не стыдно уже начать «по санаториям».
Решила попробовать для начала короткую поездку, понимая, что могу заскучать от «пенсионных» радостей. Сделала акцент на тишину и наполнение по оздоровлению. Для меня важны опции, связанные с массажами и функционалом, а также с реабилитацией ранее пролеченных болей в спине. Принялась сравнивать программы и цены разных санаториев, максимальная удаленность которых была бы не более, чем 4-5 часов езды за рулем от Москвы. Пересмотрела более 10 вариантов. По наполнению выбирала в итоге между рекомендованным «Амаксом» и санаторием «Солотча» под Рязанью. Программа из Истры явно проигрывала по наполнению и стоила чуть дороже. Поэтому выбрала « Солотчу». Может еще и потому, что за последний год была несколько раз по личным делам в Рязани и город мне понравился.
Проблемы начались почти сразу, даже на этапе бронирования. Мой заезд попадал на 23 февраля. Для получения процедур в «Солотче» мне необходимо было оформить санаторно-курортную карту. На сайте санатория ее предлагали оформить за 2500 руб. на месте в день приезда. Но вот незадача, 23-е – выходной, «и врачей, которые могут это сделать, не будет» – сообщила мне по телефону девушка с ресепшн.
Пришлось отправиться за справкой в поликлинику. Там спросили: кто направил меня в санаторий? Я ответила, что сама себя направила. Зачем при этом была нужна санаторная карта, сотрудники поликлиники недоумевали. Меня же насторожило не само требование, а недопонимание, как можно оформить карту за один час на месте в санатории, если на оформление ее в поликлинике у меня ушло больше недели.
Непонятная ситуация также была со справками для ребенка.
Вот перечень документов, если бы я покупала на него путевку с лечением:
Обязательный минимум документов для детей
при приобретении путевки с лечением: санаторно-курортная карта установленного образца давностью не более трех месяцев (форма 072/у);
свидетельство о рождении (паспорт для лиц старше 14-ти лет);
полис обязательного медицинского страхования;
анализ на энтеробиоз;
заключение врача-дерматолога об отсутствии заразных заболеваний кожи.
Поскольку на ребенка я покупала только место в номере, на ресепшн по телефону мне сообщили, что вообще никаких бумаг не нужно, справка нужна только для посещения детской, и она должна быть об отсутствии контактов с больными за последние три дня. Все это очень мило, но так и осталось для меня загадкой, поскольку и дети на лечении, и дети без лечебной программы прекрасно посещали крошечный бассейн санатория все вместе одновременно.
Сначала про сам санаторий. Часть помещений проходит реновацию, потому что некоторые медицинские кабинеты, номера и общие пространства не знали ремонта, кажется, уже лет 20.
В плане ожиданий от интерьеров – виновата сама. Нужно было обратить внимание на небольшое количество фотографий на сайте санатория. При заезде успокоила себя тем, что тут очень насыщенная программа, главное, чтобы было тихо и чисто, не до роскошеств. Но не тут-то было.
Нас заселили в номер, в котором находилась фанерная дверь к соседям. За ней, словно у меня над ухом, материлась какая-то взрослая пара. Сын вопросительно посмотрел на меня, и я отправилась на ресепшн с просьбой сменить номер. По классике жанра мне сообщили, что других номеров нет. Вернулась. Выслушав очередную порцию мата от соседей, я опять воинственно направилась к администратору. Кстати, заявленный на главной странице номерного фонда дизайнерский ремонт в стандартном номере отсутствует напрочь. Когда я категорически заявила, что жить в таких условиях не собираюсь, то уточнила, что могу доплатить за улучшение категории номера – свободный вариант тут же нашелся. Улучшенный стандарт уже более-менее подходил под описание на сайте.
После заселения меня ждало еще два удивительных и неприятных сюрприза.
Первым делом, как было велено, я направилась в медицинский блок для назначения процедур. Мы расписали их по дням с врачом, которая очень торопилась домой. В суматохе от приезда и переселения, я не стала сверять процедуры из списка на сайте буквально построчно. Правда меня сразу смутило отсутствие разного вида массажей, которые были обозначенные в программе. Спросила про ручной (одной зоны). Врач ойкнула и сказала: «Странно, что вас не предупредили при бронировании... У нас сейчас нет массажиста». Мне обещали уточнить, что можно с этим будет сделать.
Уставшая и наивная, я ушла с сыном обедать.
Обед – шведский стол с возможностью выбрать диетические блюда. Скромно, но достаточно. Нас строго предупредили, что питаться мы можем только за тем столиком, который нам назначен. Компанию нам составит другая мама с ребенком.
Каково же было мое удивление, когда на ужине за столом мы обнаружили двух женщин и отсутствие выбора по еде. На столе стояли бутылки вина, разные нарезки и соленья, сладости и мандарины, уже почти съеденные дамами. Оказывается, администрация санатория устроила гостям праздничный ужин. Часть столов были проданы не проживающим в отеле гостям вместе с обещанным набором блюд и очень спорным концертом местной самодеятельности и дискотеки. Простите, но где мое диетическое питание и еда, которую может есть мой ребенок? Ему тоже, видимо, предлагалось разделить со мной бутылку вина на двоих? Сын расстроился до слез, ведь даже то, что нам полагалось, было подъедено соседками по столу, которые решили, что вся еда только для них и явно нас на ужин не ждали.
Мой заезд был в пятницу. В субботу я проснулась с неприятным чувством того, что меня обманули с программой. Внимательно перечитала ее на сайте и пошла искать врача для разбирательства.
Докторов в санатории не было. Девушка с ресепшн направила меня к дежурной медсестре. На мой вопрос, почему назначено так мало процедур, мне заявили, что это утвержденная программа до 6 дней, а у вас 4. «Простите, - сказала я. - Но из заявленного мне назначено в лучшем случае только 30%. Меня это не устраивает». На что мне ответили, что я порчу с утра настроение работающему человеку.
Я ушла на ресепшн, уточнять, где руководство. Оно отсутствовало в выходные, и добавить процедуры мне могли только в понедельник. Все бы ничего, но во вторник утром моя программа уже заканчивалась. Главный администратор ресепшн обещала связаться с руководством по телефону и уточнить, что делать.
В воскресенье утром я пришла к ней еще раз. Она сказала, что ничего сделать не может. Мой лечащий врач назначила мне все утвержденные по программе процедуры. Претензии к коммерческому отделу, который заявил на сайте такую программу, которая не соответствует факту. Я отправилась опять к дежурной медсестре. На это раз девушка оказалась более отзывчивой, она достала документ с утвержденной программой, и «о, чудо!», оказалось, что мне действительно не назначили даже полагающихся процедур, например, механический массаж и пассивное вытяжение позвоночника. Что-то добавить нам удалось, но сил выяснять детали дальше у меня больше не было и я смирилась с неизбежным.
Жирным шрифтом я выделила то, что мне в итоге так и не было назначено. Курсивом – что доназначено. Это говорит само за себя:
первичный прием врача терапевта
динамическое наблюдение терапевта (повторный прием)
консультация врача узкой специализации: 2 консультации узких специалистов (по медицинским показаниям): невропатолог, окулист, гастроэнтеролог, травматолог-ортопед, кардиолог, невролог, психолог
общий (клинический) анализ крови (по мед. показаниям)
измерение глюкозы глюкометром (по мед. показаниям)
анализ мочи (по мед. показаниям)
ЭКГ
ЭКГ (повторная (по мед. показаниям)
прием минеральной воды (3 раза в день по 150 гр.)
ванны лечебные: пихтовые, бронхолегочные, успокаивающие, йодобромные, шалфейные, гипотензивные, «Тонус+О», противоревматические, селеновые
души лечебные (душ «Шарко», «Восходящий», «Циркулярный»)
бассейн с банным комплексом (русская, финская сауны, хаммам)
озокерит
лазеротерапия (местная)
магнитотерапия на аппарате «Алмаг»
магнитотерапия на аппарате «Полюс»
магнитотерапия на аппарате «Атос»
СМТ (синусоидально-модулируемые токи)
УЗТ (ультразвуковая терапия)
КВЧ (крайне высокие частоты)
УФО (ультрафиолетовое облучение)
КУФО
фототерапия «Красный нос»
электрофорез
аэровион
Дарсонваль
ингаляционная терапия
массаж ручной (1 зона)
механический массаж на аппаратах «Мигун», «Ормед», «Нуга Бест»
массаж рук на аппарате «HANDEL»
вибрационный массаж на аппарате «Свинг-машина»
пассивное вытяжение позвоночника «Detensor»
ЛФК
занятия йогой
скандинавская ходьба
терренкур
Даже минеральную воду на четвертый день мне не выдали. Действует правило: одна бутылка на три дня. Зачем же вам еще на один день пребывания? Это нерационально.
Удалось пообщаться с гостями санатория. Местные рязанские дамы, кому «за 60», сообщили, что раньше были очень довольны санаторием, куда их направляли по путевкам от работы. Было очень много разнообразных процедур. По инерции они продолжают ездить, теперь уже на пенсии, за свои деньги, но количество процедур в программах резко сокращается. В очень небольшом бассейне санатория людей на сеансах плавания столько, что еще чуть-чуть, и как кильки в банке.
Все помещения очень уставшие, детская анимация отсутствует. Территорию вообще нельзя назвать лесной.
Замечу, что персонал на ресепшн и часть медицинских работников проявляли ко мне должное и терпеливое внимание. Например, мне сделали поздний выезд и дежурная медсестра пошла навстречу. Но в целом, считаю безобразием несоответствие заявленного действительности.
И вишенка на торте: парковка на территории санатория для гостей платная.