В современном мире только ленивый не встречался в той или иной степени с телемедициной. Но знаете ли вы, что именно она предлагает и какие услуги вы можете получить, а на что не стоит рассчитывать? Более подробно разберемся в новом материале на MedAdvisor.ru.
Дистанционное лечение в России регулируется Федеральным Приказом Минздрава России № 965н от 30.11.2017 г., где содержатся все нормы и правила оказания врачебной помощи онлайн.
В широком значении под телемедициной подразумевают обмен медицинской информацией посредством компьютерных или телекоммуникационных технологий (видеосвязь, общение в мессенджерах, переписка по электронной почте, общение по телефону), то есть любым способом, отличным от очной встречи с доктором.
По сути же представлено два формата взаимодействия:
«Врач-пациент»
Телеконсультации — удаленная беседа пациента с врачом. Наиболее эффективным методом считается общение по видеосвязи, так как помимо опроса медик может провести визуальный осмотр, а не ориентироваться исключительно на его слова.
Телемониторинг — наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.
«Врач-врач»
Телеконсилиум — общение между специалистами из разных медучреждений и лечащим врачом.
Телеобучение — проведение лекций, видеосеминаров, конференций, включений из операционных.
Удаленный доступ к оборудованию — контроль над состоянием оборудования, дистанционное диагностирование пациента.
Благодаря телемедицине возможен обмен информацией между клиниками, органами здравоохранения, страховыми компаниями; передача результатов анализов и исследований, динамическое наблюдение, корректировка лечения.
В нашей статье мы более подробно затронем телемедицинскую коммуникацию между врачом и пациентом.
В современных реалиях получение дистанционной медицинской помощи имеет ряд преимуществ. Например, когда посещение врача невозможно или нежелательно:
Поликлиника или больница находятся далеко.
Пациент физически не может добраться до врача (с температурой или острой болью, слабостью).
В период активного роста заболеваемости (грипп, ОРВИ, Covid), когда нахождение в медучреждении грозит риском подхватить вирус либо когда человек находится на карантине.
Долгое ожидание дежурного врача на дом.
Больной находится не по месту своего пребывания (например, в командировке или другой стране без возможности обратиться к переводчику).
Необходима консультация нескольких специалистов в рамках обсуждения сложного случая — консилиум врачей.
Прием онлайн позволяет не тратить время на дорогу, не требует согласования отгулов и траты времени в очередях. Пациент ценит свое время, ему не хочется посещать поликлинику с долгими очередями и ожиданием приема (особенно когда вопрос является несущественным или касается неопасного заболевания).
Проводить дистанционные консультации можно по всем направлениям, которые указаны у клиники в лицензии на осуществление медицинской деятельности, при наличии соответствующего оборудования. Но зачастую медучреждение детализирует, с какими специалистами и сколько раз можно пообщаться онлайн — это зависит от программы прикрепления или страхования.
Стоит обратить внимание, что не во всех случаях врач будет вести пациента без личных визитов. Как минимум, может понадобится первое очное знакомство для сбора анамнеза и визуального осмотра — далее уже возможен онлайн-прием для корректировки лечения и динамического наблюдения.
Консультации
Телемедицинские технологии могут применяться почти в любой медицинской сфере. Чаще всего они доступны у терапевтов, педиатров и врачей общей практики. Онлайн проводят свои сессии и психотерапевты — для этих специалистов физический контакт с пациентом не требуется.
Дистанционные консультации встречаются у дерматологов (благодаря возможности получить изображения высокого качества врач «обследует» пациента, страдающего кожными заболеваниями, такими как экзема, псориаз, пролежни, по фото), аллергологов, кардиологов, эндокринологов, гинекологов, урологов, нефрологов, ортопедов, хирургов, реабилитологов и т. д.
Мониторинг состояния здоровья пациента
Это второй по популярности вид телемедицины. Часто он необходим для наблюдения за пожилыми людьми, которые не в состоянии дойти до ближайшей поликлиники или не могут сами о себе заботиться. Сервис также напоминает о приеме лекарств. Кроме того, такой вариант подойдет для контроля здоровья пациентов, которым необходимы регулярные обследования, а также состояния работников опасных производств.
Консилиумы
Телемедицину используют и для медицинских консилиумов, и для получения второго мнения. Это можно сделать, отправив специалисту свою историю болезни, которая хранится в базе данных. Особенно это актуально для онкобольных, которые в надежде на положительный вердикт медицинского «светила» зачастую вынуждены ездить в другой город или даже за границу.
С помощью современных технологий связи врачи могут экстренно консультироваться друг с другом, так как в серьезных случаях нужна помощь более квалифицированного специалиста. Если такого нет рядом (например, вы — земский доктор сельской больницы), то единственный выход — это видеозвонок опытному коллеге. Также можно пересылать данные о пациенте друг другу, чтобы ознакомиться с его историей болезни.
Обмен опытом
Прямые трансляции хирургических операций, во время которых интерны могут задать интересующие их вопросы, и дистанционное обучение медиков (конференции и лекции в режиме онлайн) также относятся к телемедицине.
Во многих странах на Западе врачи имеют право ставить диагнозы удаленно, без очного приема. В России можно это сделать только на очном приеме, по результатам обследования, а телемедицинская консультация предполагает постановку исключительно дифференциального диагноза (например, боль в спине — дифференциальный диагноз между остеохондрозом, грыжей диска и пиелонефритом) и рекомендации по обследованию.
Попытка внесения поправок в закон о телемедицине, согласно которым врачи могут назначать лечение и ставить диагнозы дистанционно, была предпринята в Госдуме в марте 2020 года, но не нашла отклика в Минздраве. Несмотря на это, в рамках экспериментальных правовых режимов, или «цифровых песочниц», которые позволяют в ускоренном порядке тестировать правоприменение новых законов и поправок к ним, в данной области наметились частичные послабления. Так, во время очередного всплеска COVID–19 зимой 2022 года было введено дистанционное открытие и закрытие электронных больничных листов. Сейчас такой возможности уже нет, вам придется приехать в поликлинику на очный прием.
⚠️ Телемедицинская консультация не предполагает оформление никаких документов, кроме протокола приема. Таким образом, больничный вам не откроют. Но могут выписать электронный рецепт.
Миллионы людей уже пользуются услугами телемедицины, и их количество растет с каждым годом. Если сейчас это, в основном, молодежь, то в ближайшее время прогнозируется рост числа пациентов среднего и даже пожилого возраста, приобщившихся к современным технологиям. Потому что:
больше не придется тратить время и ездить на консультации в удаленные районы;
вы получаете доступ к более широкому списку услуг;
время ожидания онлайн-приема при подключении большего числа специалистов к дистанционным консультациям сокращается;
со временем телемедицинская и офлайн-база (то есть данные на бумаге, которые хранятся в обычных поликлиниках) объединятся, и абсолютно вся информация о здоровье людей будет храниться в одном месте;
те, кто нуждается в постоянном уходе, получат круглосуточный онлайн-доступ к врачам, медсестрам и сиделкам — это особенно актуально с учетом общемировой тенденции к старению населения.
Сервисы телемедицины будут активнее использовать искусственный интеллект и большие данные для постановки диагнозов, а также «умные» носимые трекеры для мониторинга жизненных показателей, AR (дополненная реальность) и VR (цифровая реальность). Все это значительно упростит и повысит качество диагностики и, в конечном счете, лечения.